Выступление на улице — отличный тренажер для музыканта: здесь и формирование навыка публичных выступлений, и проверка своей музыки на прочность, и выработка собственной манеры игры, которая отличает одного исполнителя от другого. Однако значительная часть артистов исполняет узнаваемую музыку — популярные песни, саундтреки из фильмов и так далее. Мне повезло пообщаться с таким музыкантом.
Александр играет на улицах в Германии, и его опыт особенно интересен для сравнения:
«Если хочешь играть в крупных городах — Кельн, Берлин, Мюнхен — нужна специальная лицензия. Чтобы ее получить, музыкант должен выступить перед жюри, «одобриться» и заплатить налог. С лицензией можно играть по сорок минут в обозначенных местах и без усилителя. В небольших городах с этим проще. Я пел под гитару в Райне без лицензии. Там много русских эмигрантов. Они слышат родной язык и охотно бросают деньги. Меньше 20 евро за час-полтора я не забирал. Рекорд — 157 евро.
Для сравнения, в Питере за это время рублей 300 наскребешь. Поэтому в России почти никогда не играю… тут и люди более равнодушные, кроме пьяных редко кто подойдет. А там, бывает, спросят, все ли у меня в порядке, поблагодарят за музыку, иногда могут и накормить едой уличной, это приятно.
Еще одно интересное наблюдение: в Питере, да и вообще в России, наверно, любят тональность ля-минор. Если играть в этой тональности, чаще бросают деньги. А в Германии любят до-мажор. Как это работает, не знаю, но иной раз тянет людей как магнитом».