Уличные музыканты в Санкт-Петербурге

Исследуем уличную музыку
Уличные музыканты в Санкт-Петербурге
Исследуем уличную музыку
«Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел» …
Уличная музыка — саундтрек города или белый шум?
Попасть на такой концерт можно по дороге домой или из дома — в метро, в электричке, в парке или на людном бульваре. Самые «звучащие места» Петербурга — Невский проспект, Большая и Малая Конюшенная, Садовая, Думская, Казанская улицы, привокзальные площади, Александровский парк, точки возле метро Гостиный двор, Площадь Восстания, Адмиралтейская, Спасская, Купчино.

Самый распространенный вид такого городского творчества — сольное пение под гитару, однако встречаются полноценные профессиональные музыкальные коллективы со своим репертуаром и аудиторией. Инструменты разные — от самодельных ударных до арфы и контрабаса.
Певческие голоса тоже на любой вкус — в переходе а капелла поет бабушка про кудрявый клен, а наверху, у Гостиного двора, молодой солист оперы со своим микрофоном, усилителем и записью аккомпанемента: ограничений нет. Или все-таки есть? Сейчас выясним.
Уличные музыканты на Невском проспекте
Уличный музыкант на Невском проспекте
Московские артисты уже несколько лет привыкают к новой системе: бронируют место на конкретное время, проходят отбор по видео, играют не более двух часов. На сайте мэрии Москвы можно посмотреть, как выглядит вся процедура.

В Санкт-Петербурге до августа 2022 года не было пристального внимания к соблюдению подобных норм, но теперь музыкантам предстоит знакомство с новыми правилами уличных концертов. Как сообщает Фонтанка, губернатор одобрил законопроект, предусматривающий необходимость согласования выступлений с администрацией района и Комитетом по культуре. Документ также предполагает ограничение громкости выступлений в разных зонах, а за нарушение установленных норм придется заплатить штраф от 1500 до 5000 рублей.

Как выбрать место и забронировать его? Сколько длится одно выступление? В каком составе можно играть? Формат исполнения нового закона пока неясен. Мы надеемся получить ответы на все эти вопросы в скором времени. Пока что известен только общий механизм согласования культурно-массовых мероприятий: запланировать выступление и уведомить о нем Комитет по культуре не менее, чем за 15 дней — внимательно и подробно заполнить заявление. Для этого необходима регистрация на портале Госуслуг и авторизация через Единую систему идентификации.

А почему же несмотря на все риски — осуждение публики, внимание правоохранительных органов, непредсказуемая реакция толпы — музыканты все равно выходят на улицу? Евгений, преподаватель нашей школы, поделился своим опытом.
Евгений, преподаватель вокала в Kaada
Однажды я понял, что хочу петь людям свои песни. Это, кстати, сложнее, чем петь узнаваемый репертуар, но внимание публики в моем случае было особенно ценно — я мог сделать выводы о качестве своей музыки.
Выступал в местах прогулок, где люди никуда не спешат, а значит, могут остановится и послушать хотя бы из любопытства. Особенно мне нравился этот адреналин, когда перебарываешь страх перед публикой и вот так нахально встаешь и начинаешь играть. А потом количество переходит в качество.

Конечно, чем живее играешь, тем больше внимания. Дети очень любят бросать деньги — для них это доброе приключение, а мне приятно радовать их своей музыкой.
Выступление на улице — отличный тренажер для музыканта: здесь и формирование навыка публичных выступлений, и проверка своей музыки на прочность, и выработка собственной манеры игры, которая отличает одного исполнителя от другого. Однако значительная часть артистов исполняет узнаваемую музыку — популярные песни, саундтреки из фильмов и так далее. Мне повезло пообщаться с таким музыкантом.

Александр играет на улицах в Германии, и его опыт особенно интересен для сравнения:

«Если хочешь играть в крупных городах — Кельн, Берлин, Мюнхен — нужна специальная лицензия. Чтобы ее получить, музыкант должен выступить перед жюри, «одобриться» и заплатить налог. С лицензией можно играть по сорок минут в обозначенных местах и без усилителя. В небольших городах с этим проще. Я пел под гитару в Райне без лицензии. Там много русских эмигрантов. Они слышат родной язык и охотно бросают деньги. Меньше 20 евро за час-полтора я не забирал. Рекорд — 157 евро.

Для сравнения, в Питере за это время рублей 300 наскребешь. Поэтому в России почти никогда не играю… тут и люди более равнодушные, кроме пьяных редко кто подойдет. А там, бывает, спросят, все ли у меня в порядке, поблагодарят за музыку, иногда могут и накормить едой уличной, это приятно.
Еще одно интересное наблюдение: в Питере, да и вообще в России, наверно, любят тональность ля-минор. Если играть в этой тональности, чаще бросают деньги. А в Германии любят до-мажор. Как это работает, не знаю, но иной раз тянет людей как магнитом».
Музыкант и его «аскер» с шапкой
Улицы Петербурга воспитали немало музыкантов. Многие в юности начинали с песен в переходе и впоследствии построили карьеру как артисты. Один из ярких примеров кавер-группа Istreetband. В прошлом году они отмечали юбилей — 10 лет уличных концертов. За это время у группы появилась своя аудитория, широкий репертуар и востребованность.
Их выступления всегда привлекают внимание: даже зимой можно увидеть до сотни слушателей. К слову, такой коллектив может заработать около 10-15 тыс. рублей за полуторачасовой сет в центре города.
Группа Istreetband выступает у м. пл.Восстания
Почему музыканты играют на улицах

1. Раскрепощение. Такой выход из зоны комфорта позволяет привыкнуть как к вниманию, так и к его отсутствию. Чем больше практики, тем меньше страх перед публикой.

2. Проверка материала. Наблюдая за реакцией слушателей, очень легко сделать выводы о качестве музыки — какая композиция вызвала отклик, а какая «прошла мимо».

3. Реклама. Те, кому особенно понравится ваше творчество, захотят услышать его еще раз — в социальных сетях, на концертах или на своем мероприятии.

4. Полезные знакомства. Если артист систематически выступает на улице, у него постепенно появляется музыкальный круг общения. Коллеги всегда могут дать хороший совет, поддержать, сыграть вместе. И, конечно, есть вероятность, что в толпе окажется продюсер, который ищет именно такого артиста, как вы.

5. Дополнительный заработок. Еще во времена скоморохов было принято поощрять артистов за хорошую игру. Безусловно, существенную сумму собрать сложно, однако лишний кофе или новый медиатор всегда приятен. В среднем, начинающий музыкант собирает 300-500 рублей за пару часов, опытный - до полутора тысяч.
Небольшая памятка для новичков

  • Соблюдайте правила: попробуйте заранее согласовать свое выступление, играйте до 22.00, выбирайте безопасное место, не занимайте проход, не исполняйте песни с табуированной лексикой, следите за новостями.
  • Если решились играть свою музыку, попробуйте чередовать с популярной, чтобы привлечь больше внимания. Не бойтесь исполнять на заказ, берите чаевые — это нормально.
  • Попробуйте делать кавер-версии известных песен, не бойтесь импровизировать, оставляя узнаваемый лейтмотив. Так получится не только избежать прямого сравнения с оригиналом, но и удержать слушателей.
  • Учитесь держать контакт с публикой: реагируйте на шутки, улыбайтесь, обращайтесь к людям через музыку. Отклик не заставит себя ждать.
  • Ваш гонорар — это добровольное пожертвование, а вот агрессивная работа «аскера» (человек, который ходит с шапкой и просит деньги у слушателей) может расцениваться как попрошайничество или даже вымогательство. Попробуйте обойтись без навязчивости и сделать своей задачей наблюдение за реакцией прохожих. А деньги пусть станут приятным бонусом к бесценному опыту.

Самое главное — получайте удовольствие от игры, исполняйте то, что нравится вам. Зритель чувствует эмоции артиста и увлекается вместе с ним. Удачных выступлений!



Читайте также
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Пробный урок
Записывайтесь на пробный урок вокала, фортепиано или гитары и увидите все своими глазами.