На примерах этих описаний мы видим, что тембровая окраска, так же, как и звуковысотность, является выразительной чертой, которая способна создавать как абстрактные образы, так и некоторые более конкретные, например, пейзажи, народные гуляния и другие. Благодаря правильному и органичному подбору тембров и инструментов, композитор может создавать образы для передачи или усиления смысловой и эмоциональной нагрузки, что является способом конкретизировать символики абстрактных звуков.
Громкость звука, которую, в том числе, можно интерпретировать как его силу, может использоваться как для создания абстрактных образов, так и для обозначения локализации звука в пространстве. Как пишет И. Иоффе, сила может вызывать ассоциации как с величиной, масштабом или торжественностью, так и наоборот — уменьшение силы и громкости создаёт образы слабости и печали.
Выражение этого можно найти в музыкальных жанрах: «Торжественная музыка — гимны, марши — громкая долгая, элегия — тихая». Более подробное описание выразительных средств громкости музыки дает И. Ямпольский в своей музыкальной энциклопедии, приводя конкретные музыкальные динамические определения: «"Forte" может создать впечатление чего-то светлого, радостного, мажорного, "piano" – минорного, печального, "fortissimo" – величественного, могучего, грандиозного, а доведённое до предельной силы – подавляющего, устрашающего. Наоборот, "pianissimo" ассоциируется с нежностью, нередко — таинственностью».
Кроме того, динамика может использовать для выражения пространства. Оно построено на имитации реального восприятия громкости звука в зависимости от удалённости его источника. Так, тихий звук может иллюстрировать отдаленность, а по мере увеличения громкости будет сокращаться и иллюстрируемая дистанция.
Длительность — временная характеристика звука, которая отображает, как долго он существует во времени. Длительность музыкального звука, в отличии от не-музыкального, измеряется не в секундах, а с помощью условных обозначений, таких как: целая, половинная, четвертая нота и т.д.. Их протяженность во времени зависит от темпа исполнения. Синтез темпа и длительностей нот мы назовём подвижностью звука. Она будет отображать то, как быстро одни звуки сменяются другими, как быстро происходит развитие композиции и изменения в ней. В связи с длительностью звука, помимо подвижности звука, мы можем выделить ритмические фигуры. Ритмические фигуры, в свою очередь — это последовательности длительностей, которые часто повторяются во время композиции. Они становятся важными структурными единицами музыкального произведения и имеют большое значении в восприятии её характера.
Говоря о подвижности звука И. Иоффе подмечает, что она не только даёт нам информацию о смене одних звуков другими, но и о скорости развития смыслового значения: «Семантику имеют также ритм и темпы; адажио, аллегро — это не просто степень скорости звукового движения, но и «скорость» определённого смыслового значения; трагические темы, важные размышления, героические эмоции, торжественные шествия даются в медленных темпах; пасторальные, танцевальные — в быстрых и легких.». Это смысловое значение образуется в синтезе всех характеристик музыкального звука в композиции: «Лёгкие, порхающие ритмы говорят о высоте (радости, веселье), как высокие голоса, и с ним связаны; тяжёлые, медленные ритмы говорят о низинах (печали, страдании и т. д.) и связаны с низкими голосами.
Похоронные марши обычно начинаются с мрачных, медленных ритмов в низком регистре; вторая тема — обычно элегическая — сразу переходит в средние и верхние регистры. Нарушение этого общераспространенного применения регистров было бы смещением исторической семантики, а не нарушением акустической формы или субъективной психологии, которые, в сущности, могут произвольно комбинировать свои движения. Таким же образом, как облегчение, избавление даются движением голосов кверху с акцентом и долготами на подъёмах, упадок, поражение — движение вниз с акцентами и долготами на снижениях, так и убыстрение движения, оживленная беглость вместе с движениям кверху говорит об освобождении, утешении.
Замедление, задержание движения вместе с движением книзу говорит о погружении вниз, о тягостном переживании, растущей скорби и т. д.».
Из данного описания, можно сделать вывод о том, что в определенных жанровых инструментальных композициях выбор подвижности звука является не случайностью, а сложившейся исторической семантикой.
Говоря о ритмических фигурах и их семантической нагруженности можно, вслед за И. Иоффе, выделить две категории: правильные и неправильные ритмы. Правильные ритмы – ритмы равно распределённые, акцентирующиеся на сильных долях. Они исключают возможность синкопирования, смещения акцентов и резких переходов. Такие ритмы являются символом порядка и жесткой структурированности. Примером правильных ритмов являются марши, в которых ритмические фигуры равномерно распределяются по композиционному размеру, каждый раз акцентируя на сильной доли.
Марши – пример не только ритмической строгости и структурированности, но и культурно-социальной. Марш зачастую связан с военными шествиями или демонстрациями, во время которых структурируется не только музыка, но и движение людей. Неправильные же ритмы, наоборот символизируют хаос, асимметричность, неправильность, что находит применение в комедии и трагедии для акцентирования внимания на неправильности того или иного происшествия.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что длительность в инструментальной музыкальной композиции может иллюстрировать как скорость развития смысловой нагруженности, так создавать определенные ритмические построения, которые могут быть рассмотрены через дихотомию порядок-хаос.
Несмотря на то, что в музыковедческой литературе «абсолютная музыка» трактовалась как музыка, которая не может иметь никакого семантического значения, существует некоторая историческая семантическая нагрузка, благодаря которой, инструментальные композиции могут создавать абстрактные образы с помощью различных выразительных средств. Вследствие этого мы утверждаем, что вынесение абсолютной музыки за рамки функциональности – и обретаем возможность понимать «язык» этой музыки, так как находимся с ней в одном культурном контексте.