Вокальные техники и приемы

Микс, бэлтинг, тванг и другие
Вокальные техники и приемы
Микс, бэлтинг, тванг и другие
Пение без применения вокальных приемов звучит однообразно и «пресно». Подключая эмоции, исполнитель оживляет произведение. Почему так происходит? Эмоция влечет за собой изменение дыхания, силы звука, его громкости и даже способа звукоизвлечения. Однако неосознанное использование различных методик исполнения часто приводит к вокальным «промахам», а иногда и к травмированию голосовых связок. Как этого избежать?

● подслушивать приемы известных исполнителей;
● изучать механизмы звукоизвлечения;
● регулярно тренироваться, ибо practice makes perfect.

Рассмотрим основные вокальные техники.

Микст

Техника смешения головного и грудного регистров, потому его называют средним регистром. Яркий пример — Гвен Стефани в припеве песни Don't speak.
Использование микста позволяет петь высокие ноты так же ярко, как привычные, средние для своего диапазона, делать плавные переходы к «головному» звучанию без риска сорвать голос или потерять гладкость звучания. Найдете свой микстовый регистр — легко освоите большую часть вокальных приемов.

Бэлтинг

Способ вывода звука на «мощный уровень», как в последнем припеве I will always love you Уитни Хьюстон. Бэлтинг называют народным звучанием, используют чаще в микстовом регистре. Научиться выводить звук через твердое небо несложно, главное — договориться с соседями.

Тванг

Окраска звука с помощью звучания «в нос». Так звучит Сиа в начале песни Chandelier. Насыщенное, звонкое использование тванга требует практики, но не требует особых усилий.

Вибрато

Быстрое колебание тона звука вокруг одной ноты с помощью регулировки подачи воздуха и работы диафрагмы, как у Демиса Руссоса. По звучанию напоминает тремоляцию, которая достигается движением гортани. Упражнений для тренировки вибрато существует много, тренируйтесь в свое удовольствие.

Глиссандо

Прием плавного «подъезда» к ноте сверху или снизу, подобно скольжению между ладами скрипки. Без этих слайдов не обойтись при исполнении песни Cranberries — Zombie, и научиться этому нетрудно.

Мелизмы

Техника быстрого перехода между соседними нотами без нарушения ритмического рисунка песни, как в начале второго куплета Halo у Бейонсе. Тренируя мелизмы, переходите от самого медленного пропевания всех «ступенек» к быстрому.

Субтон

Звучание с «придыханием», достигается упражнениями на контроль озвученного выдоха. Пример — Лиззи Макэлпайн в песне Erase me.

Фальцет

Звучание с тем же придыханием, но только в головном регистре, часто слышен у Билли Айлиш на высоких нотах. В поиске своего фальцета избегайте перенапряжения мышц гортани.

Йодль

Резкий переход от грудного к головному регистру (и обратно). Знаменит благодаря тирольскому пению, но используют его и в эстрадном исполнении: услышать эти переходы можно у Адель, Бейонсе или Авроры Акснес.

Филировка звука

Так называют динамические переходы: крещендо — увеличение громкости и диминуэндо — снижение громкости. Этот прием есть в любой песне, где есть длинные протяжные ноты, обратите внимание и тренируйте, добавляя эмоции, меняя скорость.

Атака звука

Техника звукоизвлечения, при которой чередуется твердая, мягкая и придыхательная атака для дополнительной окраски голоса. Это заметно у Бритни Спирс в бридже хита One more time. Чтобы украшать таким образом свое исполнение, нужно почувствовать разницу звучания.

Расщепление

Техника исполнения, при которой вокалист «расщепляет» ложные голосовые связки, используя черпаловидные хрящи. Посмотрите, как это выглядит «изнутри», поэкспериментируйте со звуком, но будьте осторожны! Голосовые связки легко травмировать. Лучше всего тренироваться под присмотром педагога. Приемы расщепления помогут в песнях Кристины Агилеры, Бэтти Дэвис, Guano Apes и других известных исполнителей.

Извлечение звука происходит на выдохе или вдохе (pig squeal, inhale). Самые популярные техники — гроул, гуттурал, скрим и фрай скрим, драйв, харш, дисторшн и рэтл. Разница между ними заключается в регистре, силе выдоха, положении гортани. Неполное расщепление — это компрессия. Также к этой технике относится штробас или фрай — полезный для разогрева связок скрип. Его также используют в пении, например, в песне Oops, I did it again в исполнении Бритни Спирс.

Свистковые ноты

Или свистковый регистр — самый высокий звук в головном регистре, подвластный эстрадным исполнителям. Звучит в ярких моментах песен Кристины Агилеры, Витаса.

Обертоновое пение

Вокальная техника, известная также как гармоническое или горловое пение. Его можно отнести не только к технике исполнения, но и к духовной практике, особому виду медитации. Извлечение звука требует непривычного положения гортани.
Горловое пение ассоциируется с шаманскими обрядами, но в последнее время становится популярным и среди эстрадных вокалистов. Существуют разные виды обертоновой техники. Освоение такого мастерства позволит вам попробовать необычное исполнение популярных песен. Яркий пример — музыкант Kuular с кавер-версией Numb.

Другие приемы

Все способы украсить песню не перечесть. Джаз научил нас скэту: вокальной импровизации на базе слогов из английских слов, как у Эллы Фитцджеральд, звукоподражанию — знаменитый трумпет. Имитация инструментов — это отдельное направление: битбокс, элементы которого применяются и в эстрадном исполнении, а иногда превращаются в неповторимые произведения. Упражнения из битбокса тренируют речевой аппарат, что особенно важно для реп-исполнителей (к слову, они используют прием речитатива во всей красе). Не забудем и про свист, и про игровые приемы, как в хите Витаса — 7th element.



Голос — это музыкальный инструмент вокалиста, требующий настройки, постоянного совершенствования и бережного отношения. Соблюдение гигиены голоса, подключение живых эмоций, желание передать слушателю свои чувства — все это поможет сделать выступление ярким и запоминающимся. Желаем удачи!
Читайте также
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Пробный урок
Записывайтесь на пробный урок вокала, фортепиано или гитары и увидите все своими глазами.