Йон Эрик Кода

Композитор, чьим именем названа школа
Йон Эрик Кода
Композитор, чьим именем названа школа
Мы — школа музыки Kaada. Один из самых частых вопросов, который задают нашим администратором и учителям: «А что значит ваше название? Что за Kaada?». Пришло время, рассказать, в честь кого названа наша школа!


John Erik Kaada (рус. Йон Эрик Кода) — родился 28 июля 1975 г. в норвежском городе Ставангер. Он известен по всему миру как певец и автор песен, продюсер, мульти-инструменталист и композитор.
Карьера музыканта началась в 1998 году в составе трио Cloroform. Перешагнув этап акустического джаза, они постепенно перешли на рок, и за 18 лет творчества записали 8 альбомов в жанре арт-панк и поп-панк. Приставка «‎арт» ‎скрывает театрализованное начало их выступлений: участников объединяло желание сделать нечто «‎шумное и дерзкое» при помощи ударных, синтезатора, искаженного вокала и контрабаса. И у них получилось — группа успешно гастролировала по Европе. Да и сейчас они формально «‎вместе»: каждый занят своим проектом до следующей встречи в составе «‎Хлороформа».‎‎ ‎
Следующим этапом стало совместная работа с Арильдом Оммундсеном, его школьным другом. В 1998 году Арильд начал снимать рекламные ролики и короткометражки, а Йон занялся их музыкальным оформлением. Экспериментальный формат предполагал свободу творчества, и это дало свои плоды:их первый полнометражный фильм «‎Монголанд»‎ (2001 год) сразу получил признание в Норвегии, и Кода стал получать первые заказы как композитор. По его словам, он все время ожидал, что перестанет быть востребованным, но этого до сих пор не случилось.


В этом же году Йон выпустил первый сольный альбом «‎Thank you for giving me your valuable time»‎. Норвежская аудитория не осталась равнодушной к гармоничному сочетанию электронной музыки с примесью блюза и этнических ритмов: альбом был признан одним из десяти самых важных релизов года, что привлекло еще больше внимания к музыканту. С этих пор он начал регулярно работать с кинорежиссерами: новые фильмы с его музыкой появляются ежегодно.
Отдельно стоит упомянуть о совместном творчестве Йона Коды с музыкантом Майком Паттоном. В 2004 году они выпустили альбом «‎Romances»‎, вдохновленный классическими произведениями под мрачным электронным соусом. Атмосфера всего альбома противоположна первому сольному альбому Йона: не менее кинематографичный сюжет произведений вызывает подчас тревожные ассоциации, однако гармоничность и характерная для Коды тонкость звучания не могут остаться незамеченными.


Еще один важный этап карьеры композитора — выпуск в 2006 году альбома «‎Music for Moviebikers»‎. Каждое произведение из него звучит как саундтрек для фильма, которого нет. Для записи использовано множество разных инструментов, в том числе традиционных норвежских и самодельных. Уникальная музыка создает для слушателя особую атмосферу, позволяет ему представить себя героем кинокартины. Один из журналистов издания Звуки.RU признался, что выбрал этот альбом для музыкального оформления собственной свадьбы, и его выбор понятен: мягкость и тонкость звучания вызывает самые нежные ассоциации с ностальгической ноткой.


Спустя три года Йон выпускает еще один альбом — «Junkyard Nostalgias‎»‎, состоящий из звучания немыслимого множества инструментов: среди них слышны даже гусли. Название альбома оправдывает себя в лучшем своем проявлении: Йон создает свой собственный музыкальный мир, своеобразную ностальгическую свалку звуков. Сам же альбом был задуман как дань уважения тысячам польских рабочих, которые приехали в Норвегию, чтобы заработать на лучшую жизнь и подпитывать экономику страны дешевой рабочей силой.


За выпуском успешных альбомов закономерно последовали концерты по всему миру. И если записывать музыку Кода может самостоятельно, то для гастролей ему необходим ансамбль: так появился Kaada Orkester в составе Бёрга Фьордхайма (барабаны и пила), Ханне Рекдаля (фагот и флейты), Бёрре Мёльстада (туба и меллотрон) и Тары Оверланд (арфа и мелодическая перкуссия). 28 апреля 2011 года их концерт состоялся в Москве, в клубе Avant. В программе выступления были эпизоды саундтреков, лучшие вещи с сольных альбомов музыканта и фрагменты совместного с Паттоном альбома «Romances‎»‎.
Все это время Кода продолжал работать над саундтреками к фильмам, некоторые из них особенно запомнились не только его родной Норвегии, но и всему миру: «Natural Born Star‎»‎ (2007), «‎La liste de mes envies»‎ (2014), за свой особый стиль композиции был отмечен несколькими крупными премиями.


В 2016 году он вновь запускает тандем с Майком Паттоном. Результатом работы становится альбом «Bacteria cult‎»‎. Его торжественная, почти готическая мрачность содержит в себе нечто религиозное. В этом оттенке, вероятно, отчасти заключен смысл названия сборника. Треки из этого альбома могли бы звучать в мистическом триллере, однако будучи самостоятельными произведениями, они создают собственный сюжет.


Хотя композитор имеет классическое музыкальное образование, сочинение музыки для фильмов было «‎случайным» увлечением, которое стало профессией и, по его словам, «‎самой крутой работой в мире»‎. С каждым новым заказом Йон самостоятельно учился аранжировке и оркестровке, преодолевая страх (как сейчас говорят, «‎синдром самозванца»). Особое удовольствие для композитора — создавать непривычные, нестандартные ансамбли, а создание музыки для фильмов — самый подходящий повод для этого процесса. Помимо кино, Йон наполняет атмосферой и телепередачи, документальные фильмы и шоу, успевая совмещать эту работу со своими концертами и гастролями.
Йон Эрик Кода играет не только со звуком, но и с «‎подтекстом» своих произведений. Интересный с этой точки зрения проект — его альбом ‎«Closing Statements» (2018). В нем Йон задает себе и слушателю вопросы о смысле жизни, о смысле ее конечности и своеобразной бесконечности. «‎Лейтмотив» сборника — фрагменты последних слов и фраз, которые люди говорят перед смертью. Композитор исследует их мысли и чувства, выражая свою трактовку в музыке, то и дело напоминая о быстротечности человеческого бытия иллюзией тикающих часов. Однако само отношение Йона к этим вопросам неизвестно, хотя по названиям композиций можно понять, что надежда — это единственное, что спасает от абсурда реальности.


Эта мысль является сквозной для творчества Коды: каким бы мрачным ни был мир, всегда есть светлый отзвук, цепляющий и уводящий за собой.
Читайте также
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Пробный урок
Записывайтесь на пробный урок вокала, фортепиано или гитары и увидите все своими глазами.