Как и где существует музыкальное произведение?

Музыка существует, когда ее исполняют или на партитуре? Разбирается Денис.
Как и где существует музыкальное произведение?
Музыка существует, когда ее исполняют или на партитуре? Разбирается Денис.
Музыкальное произведение — на первый взгляд, всем нам понятная вещь, с которой мы встречаемся каждый день, включая очередную песню на смартфоне или натыкаясь на уличных музыкантов во время прогулки. И начиная прослушивание очередного музыкального произведения, вопрос о том, как оно существует, будто бы сам решается — оно существует в своём звучании! Но так ли все просто? Давайте разберёмся!

А помогут нам польский философ Р. Ингарден, отечественный философ А.Ф. Лосев и Пятая симфония Бетховена, которая будет служить примером.

Итак, надеюсь, ни у кого нет сомнений, что существует такое музыкальное произведение как Пятая симфония Бетховена. Большинство даже имели счастье слышать её. Но давайте подумаем, как же она существует? Есть несколько популярных, но ложных версий. Разберемся с каждой из них по порядку.

Музыкальное произведение существует благодаря исполнению

Многие музыковеды утверждают, что музыкальное произведение существует благодаря тому, что его исполняют, а начиная с определенного исторического момента ещё и воспроизводят в записи. Однако, такой ход мысли ложен, ибо порождает множество невозможных выводов.
Если мы приравниваем Пятую симфонию Бетховена к его конкретному исполнению, то мы должны согласиться и с тем, что она возникает каждый раз с началом исполнения и исчезает с последней нотой. Но не звучит ли это абсурдно?

Ведь мы знаем, что Пятая симфония существует, даже если ее не слышим. К тому же, мы часто выносим оценочные суждения по поводу того или иного исполнения, говоря, что оно было слишком сухим, плохим или же наоборот — великолепным. Это — намек на то, что все эти конкретные исполнения есть лишь некоторые интерпретации конкретного произведения, которое всегда является некоторым единым и неизменным.

А как же музыкальная запись?! Она-то всегда одинакова! Да, сегодня у нас есть великолепная возможность записывать лучшие примеры исполнения Пятой симфонии и слушать только их, однако это все ещё будет являться лишь воспроизведением одного конкретного произведения.
В поисках музыкального произведения
Отдельные исполнения одного и того же произведения разными виртуозами либо даже одним и тем же виртуозом обычно отличаются друг от друга не только своей индивидуальностью, своим положением в пространстве и времени, но и различными качественными особенностями, например, окраской токов, темпом, динамическими деталями, выразительностью отдельных мотивов.
Роман Ингарден
польский философ

Музыкальное произведение существует благодаря партитуре

Другие специалисты предполагают, что музыкальное произведение существует благодаря тому, что они записаны нотами. Нотная запись — специально созданная знаковая система, которая обозначает звуковысотность, ритм и прочие звуковые особенности произведения. К тому же, запись одинакова на всех копиях! Однако и здесь нас поджидает разочарование.

Вы все ещё верите в существование Пятой симфонии Бетховена? А вы видели её партитуру? Думаю, далеко не все из читателей блога с ней сталкивались.
Уйдем на время от Пятой симфонии и выберем для примера современное музыкальное произведение, «Клетку» рэпера Фейса. При рассмотрении этого трека, может закрасться подозрение, что никакой партитуры до записи этого произведения не было, а возможно её нет и поныне. Мы без труда представляем, что у многих музыкальных произведений никогда не было партитур, но, тем не менее, не отказываем им в праве на существование.

И в этом нет ничего страшного — музыкальная партитура не является строгой инструкцией к исполнению. Она схема, в которой некоторые вещи, такие как темп и акценты, указаны лишь примерно. Ведь трудно представить партитуру, в которой для каждой ноты указаны показатели громкости в децибелах.
Где истинное произведение: на партитуре, записи, при воспроизведении?

И как же тогда существует музыкальное произведение?

Первое на что хочется указать — особенности бытия музыкального произведения во времени. Оно, безусловно создается и имеет своё «начало». Это уже ограничивает нас и не позволяет считать музыкальное произведение некоторым идеальным предметом, который существует всегда как некоторая абстракция. Однако и реальным предметом мы его назвать не можем, так как возникая однажды, оно продолжает существовать, кажется, всегда.
Мы не можем уничтожить Пятую симфонию подобно тому, как можем сжечь конкретный деревянный стул. Таким образом, музыкальное произведение имеет «надвременной» характер существования.

Следующий пункт — музыкальное произведение всегда произведение эстетическое. Этот факт исключает возможность трактовки музыкального произведения как акустического феномена, который полностью дан нам в звуках. К тому же, это накладывает на музыкальное произведение возможность быть эстетически оценённым.
Слушая увертюру Рихарда Вагнера к «Тангейзеру», мы вовсе не думаем в это время, что вначале ее звуковые волны имеют одну форму, а в конце — другую, а если и думаем, то, конечно, тогда мы уже не слушаем музыку «Тангейзера», а слушаем научный физический анализ каких-то звуковых волн вообще. Разумеется, можно сколько угодно изучать физическое основание музыки. Но это будет физика, химия, механика, физиология или какая-нибудь другая наука о материи, но ни в коем случае не наука о музыке.
Алексей Лосев
философ, филолог, музыковед
Главным определяющим моментом в понимании способе существования музыкального произведения является вопрос о его идентичности. Ведь каждый раз, приходя в концертный зал на очередное исполнение Пятой симфонии, каждый раз новым оркестром, мы слышим не идентичные звуковые потоки, но каждый раз мы определяем и переживаем это как всё ту же Пятую симфонию.
Инграден называет это «Интенциональным предметом». Это то некоторое единство наших представлений о каком-либо предмете. Таким образом, каждое конкретное исполнение Пятой симфонии есть лишь «конкретизация» интенционального предмета — Пятой симфонии.

Иными словами, музыкальное произведение не есть его конкретное исполнение или любое другое материальное овеществление. Музыкальное произведение — комплекс представлений. Таким образом, мы всегда имеем некоторую творческую свободу интерпретации при исполнении Пятой симфонии, находясь все ещё в её рамках.

Читайте также
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Пробный урок
Записывайтесь на пробный урок вокала, фортепиано или гитары и увидите все своими глазами.