Музыка Древней Греции

Идем к истокам

Музыка Древней Греции

Идем к истокам
В современном мире музыка сопровождает нас постоянно, в плеерах, магазинах, медиа и на различных мероприятиях. Мы уже привыкли воспринимать её как одно из классических искусств, выразительное средство которого — звук. Из музыковедческой литературы мы можем узнать, что примерами чистейшего музыкального искусства выступают «абсолютные» и «автономные» композиции. Это композиции, которые лишены не-музыкальных выразительных средств, например: слова, картинки, танца и т. д. и подразумевают внимательное прослушивание, подобно тому как мы рассматриваем картины в музее.

Однако всегда ли музыка был такой? Конечно же нет! Если мы посмотрим на историю европейской музыки, то обнаружим, что зародилась она в Древней Греции. Да, конечно, можно возразить, что музыка зародилась раньше, с первым отстукиванием ритма, однако именно греки начали осмыслять феномен музыки и создали ее теоретическую часть.
Притворяемся древними греками
«Moysicos – одновременно и музыка и мусический комплекс. Мусический человек – находится под постоянным покровительством муз и одновременно является их служителем».
Е. Герцман.
Истоки

Известное нам слово «музыка» происходит от древнегреческого «Μουσική» (Μοῦσα-муза и τέχνη-тэхне). Данный термин в исследовательской литературе переводится разными способами: искусство муз, мусическое, музыка. Связано это с тем, что «Μουσική» имеет широкий спектр трактовок. Для того чтобы в них разобраться, начнем с этимологии. Как уже было сказано, «Μουσική» составляется из двух слов — муза и тэхне. С музами всё просто — это мифологические богини, покровительницы различных сфер деятельности человека. Однако вопреки распространенным в мировой культуре образам — музы покровительствовали не только искусству, но и наукам. Также есть источники, указывающие на возможное происхождение слова «муза»:

«Музы были названы от [выражения] „осведомлять людей" … — обучение всем тем видам [знаний], которые хороши и полезны, и тем, которые не известны необразованному народу» — Диодор Сицилийский.

И этот факт играет важную роль при трактовке слова «τέχνη». Несмотря на то, что его часто переводят как «искусство», обозначает оно скорее некоторое знание, направленное на практическое применение для достижения конкретной цели. Исходя из этого, можно сказать, что «Μουσική» — мусический комплекс знаний, умений и навыков.
Мусический комплекс = музыка?

Мусический комплекс — широкая трактовка «Μουσική». В него входят те сферы, за которые отвечают музы. Однако, в древнегреческих источниках даются разные свидетельства о том, чему покровительствовали конкретные музы. Так, в Палатинской антологии приводится следующее описание деятельности муз:

  • Каллиопа открыла искусство героической поэзии.
  • Клио — сладостную песнь прекрасной кифары.
  • Эвтерпа — многозвучный глас трагического хора.
  • Мельпомена изобрела для смертных услаждающий душу баритон.
  • Прелестная Терпсихора подарила искусные авлосы.
  • Гимны бессмертным замыслила восхитительная Эрато.
  • Радость танца открыла всемудрая Полигимния.
  • Урания обнаружила небесный свод и хоровод небесных тел.
  • Талия открыла комедийную жизнь и добродетельный нрав.
Эпиграмма «Палатинской антологии».

А древнегреческий поэт Авсоний дает другую трактовку:

  • Поющая Клио представляет прошедшее в минувшие времена.
  • Эвтрепа предлагает тростники со сладкоречивыми дуновениями.
  • Талия радует веселым диалогом комедиографов.
  • Мельпомена провозглашает с трагическим надрывом мрачные истории.
  • Терпсихора побуждает, руководит, создает страсти кифары.
  • Эрато держит в руках плектры, танцует ногой, песней и лицом.
  • Урания исследует движение небесного свода и звезд.
  • Каллиопа передает в книгах героические песни.
  • Полигимния обозначает все рукой и говорит жестом.

Авсоний.


Подобные расхождения в трактовках специализации муз и тот факт, что некоторые из муз покровительствуют не одному направлению, а нескольким, указывает на тот факт, что они всегда находятся в тесной связи и взаимодействии.
«Каллиопа не присваивает кифары, Талия — авлосы, а Терпсихора — лиры, но каждая любит соединять свою особенность и вносить свой вклад в хоровод, ибо [музы] поют, чередуясь друг с другом» — Темистий.


Мусический комплекс играл важную роль в духовном воспитании свободных граждан, поэтому наравне с гимнастическим образованием юноши изучали и мусические искусства.

«Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое» — Платон.


Музыка, являясь частью мусического комплекса, также играла важную роль в духовном воспитании граждан и тесно взаимодействовала с другими мусическими искусствами.
Музыка и воспитание

Сегодня мы привыкли, что музыка в первую очередь, выражает некоторые эстетические ценности, в то время как этические ценности не присущи музыке и являются для неё не обязательными. Однако, в античности дело обстояло совсем иначе. Музыка, в первую очередь, была искусством воспитывающим добродетельную душу человека. Такая способность музыки обуславливалась несколькими аспектами.

Во-первых, музыка являлась олицетворением гармонии, благодаря тому, что древними греками была открыта числовая закономерность музыкальной гармонии. Вследствие этого, музыка, своим гармоничным звучанием, приводила душу человека в гармоничное состояние, что считалось одним из важнейших аспектов жизни.
«Что же касается пользы голоса музыкального, то она связана со слухом, ради гармонии. Гармония же, заключающая в себе движения, родственные оборотам нашей души, даруется Музами тому, кто обращается с ними разумно, не для бесцельного наслаждения, — которому служит, кажется, теперь, — а в качестве пособницы, приводящей в порядок и в согласие с собою расстроенное круговращение нашей души. Также и ритм дан ими как средство против того нестройного и неудовлетворенного состояния духа, которому мы во многих случаях подпадаем» — Платон.

Во-вторых, многие элементы древнегреческой музыки имели некоторое неотъемлемое этическое содержание — этос. Так, например, музыкальные лады, сформировавшиеся в Древней Греции, имели свое предназначение, основанное на их влиянии на человеческую душу. Согласно Аристотелю и Платону, истинно греческий лад — дорийский лад. В античных источниках он описывается как мужественный, уравновешенный и торжественный. Его использовали для создания военных маршей и торжественных гимнов, которые восхваляли победителей и богов. Аристотель же, в дополнение к этому считал, что дорийский лад является лучшим для воспитания юношей.
«Для воспитания же, как сказано выше, нужно пользоваться мелодиями этического характера и соответствующими им ладами. Таким ладом, как мы ранее сказали, является лад дорийский…» — Аристотель.

Дорийскому ладу часто противопоставлялся фригийский, которые ассоциировался с оргическими и страстными настроениями. Он пришел в Древнюю Грецию из Малой Азии, вместе с культом Диониса. В связи с этим, фригийский лад стал основой для ритуальной музыки, которая сопровождала воспевания Диониса, с большим количеством хороводов, вина и оргий.

Среди других ладов выделяли: лидийский (плачевный, подходящий для похоронных церемоний), ионийский (застольный, расслабляющий, эротический) и эолийский (успокаивающий и усыпляющий). Об этих ладах сохранилось меньше информации, в связи с тем, что они модифицировались и объединялись в новые лады, такие как гиподорийский, миксолидийский и т. д.

Помимо ладов, этос приписывался и музыкальным ритмам. Они выступали как структурирующая форма музыкального произведения, внося порядок в мелодический поток. Так, правильные ровные ритмы уравновешивали душу и делились на быстрые (активные) или же более медленные (успокаивающие).
«Некоторые из древних ритм называли мужским, мелос [мелодическая составляющая] же — женским. И действительно, мелос — недеятелен и бесформен, выражая собою смысл материи ввиду своей способности к противоположному. Ритм же и ваяет его самого [мелос] и двигает в строгом порядке, выражая собою отношение творящего к творимому» — Аристид.

Благодаря этому музыка функционировала скорее не как искусство, в нашем понимании, а как некоторая практика гармонизации души человека, которая могла ввести его в различные расположения духа. Благодаря этому, античная музыка не могла быть «этически нейтральной». Она всегда содержала в себе некоторое духовное содержание.
Музыка и другие мусические искусства

Другим следствием того, что музыка была частью мусического комплекса, было то, что она всегда была связана с другими мусическим искусствами.
«Подобного рода поэты отделяют, сверх того, ритм и облик от напева, прозаическую речь помещают в стихи, а с другой стороны, они употребляют напев и ритм без слов, пользуясь отдельно взятой игрой или на кифаре, или на флейте. В таких случаях, когда ритм и гармония лишены слов, очень трудно бывает распознать их замысел и какому из достойных внимания роду воспроизведения уподобляется это произведение» — Платон.

Платон отвергал инструментальную музыку, как нечто не обладающее целостностью. Но так считал не один Платон, а вся Древняя Греция. Ведь музыка, вырванная из мусического комплекса, представляла собой лишь мелодии для потехи, что не соответствовало концепции мусических искусств. Конечно, подобная музыка была, однако играли её лишь рабы, так как в представлении древних греков, они не обладали душой, а значит и исполнение такой музыки не могло навредить им. Свободные же люди использовали музыку как часть мусического единства, соединяя её с пением и танцем. В связи с этим есть даже некоторая путаница в словах. Так Платон, говоря о музыкантах, имеет в виду не исполнителей музыки, но просто духовно образованных людей, которые познают мусические искусства. В то же время словом «поэт» часто обозначают не только авторов стихов, но и певцов и композиторов. Подобное словоупотребление можно найти во многих источниках.

Подобные маленькие зацепки дают нам понять, что музыка полноценно реализовывалась лишь в единстве с другими искусствами. Так гимны богам не могли обойтись без хвалебных песен и ритуальных танцев, драматические повести соединяли в себе театр, литературу, музыку и танцы. Даже сама поэзия никогда не зачитывалась, а всегда пропевалась.

Таким образом, между «музыка» сегодня и «музыка» в античности представляются нам двумя разными дисциплинами. Ведь сегодняшнее музыковедение говорит, что истинное музыкальное проявление мы можем найти только в абстрактных звуковых сочетаниях, в то время как античность учит нас обратному. Но главной разницей во всём этом, видится не состояние музыки и её уровень развития, а то, как эволюционировало представление о самом искусстве. Появилась беспредметная живопись, абстрактный кинематограф и автономная музыка. Так все искусства отстранились друг от друга сосредоточившись на индивидуальных выразительных средствах взамен единого процесса творчества.
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Пробный урок бесплатно!
Записывайтесь на пробный урок вокала или гитары и увидите все своими глазами