«Что же касается пользы голоса музыкального, то она связана со слухом, ради гармонии. Гармония же, заключающая в себе движения, родственные оборотам нашей души, даруется Музами тому, кто обращается с ними разумно, не для бесцельного наслаждения, — которому служит, кажется, теперь, — а в качестве пособницы, приводящей в порядок и в согласие с собою расстроенное круговращение нашей души. Также и ритм дан ими как средство против того нестройного и неудовлетворенного состояния духа, которому мы во многих случаях подпадаем» — Платон.
Во-вторых, многие элементы древнегреческой музыки имели некоторое неотъемлемое этическое содержание — этос. Так, например, музыкальные лады, сформировавшиеся в Древней Греции, имели свое предназначение, основанное на их влиянии на человеческую душу. Согласно Аристотелю и Платону, истинно греческий лад — дорийский лад. В античных источниках он описывается как мужественный, уравновешенный и торжественный. Его использовали для создания военных маршей и торжественных гимнов, которые восхваляли победителей и богов. Аристотель же, в дополнение к этому считал, что дорийский лад является лучшим для воспитания юношей.
«Для воспитания же, как сказано выше, нужно пользоваться мелодиями этического характера и соответствующими им ладами. Таким ладом, как мы ранее сказали, является лад дорийский…» — Аристотель.
Дорийскому ладу часто противопоставлялся фригийский, которые ассоциировался с оргическими и страстными настроениями. Он пришел в Древнюю Грецию из Малой Азии, вместе с культом Диониса. В связи с этим, фригийский лад стал основой для ритуальной музыки, которая сопровождала воспевания Диониса, с большим количеством хороводов, вина и оргий.
Среди других ладов выделяли: лидийский (плачевный, подходящий для похоронных церемоний), ионийский (застольный, расслабляющий, эротический) и эолийский (успокаивающий и усыпляющий). Об этих ладах сохранилось меньше информации, в связи с тем, что они модифицировались и объединялись в новые лады, такие как гиподорийский, миксолидийский и т. д.
Помимо ладов, этос приписывался и музыкальным ритмам. Они выступали как структурирующая форма музыкального произведения, внося порядок в мелодический поток. Так, правильные ровные ритмы уравновешивали душу и делились на быстрые (активные) или же более медленные (успокаивающие).
«Некоторые из древних ритм называли мужским, мелос [мелодическая составляющая] же — женским. И действительно, мелос — недеятелен и бесформен, выражая собою смысл материи ввиду своей способности к противоположному. Ритм же и ваяет его самого [мелос] и двигает в строгом порядке, выражая собою отношение творящего к творимому» — Аристид.
Благодаря этому музыка функционировала скорее не как искусство, в нашем понимании, а как некоторая практика гармонизации души человека, которая могла ввести его в различные расположения духа. Благодаря этому, античная музыка не могла быть «этически нейтральной». Она всегда содержала в себе некоторое духовное содержание.