Направления вокала

Разница между академистами, народниками и эстрадниками
Направления вокала
Разница между академистами, народниками и эстрадниками
За время своего существования вокальное искусство безостановочно развивалось: появлялись новые техники, системы обучения и стилистические приёмы. Сегодня встречается множество вариантов систематизации терминов относящих их к определенной школе, направлению или жанру. Часто это ещё сильнее запутывает неподготовленного исследователя. Что из себя представляет академический вокал? Чем он отличается от народного? А есть ли специальное направление рок-вокала? Эти и многие другие вопросы могут возникать у человека, кто впервые решил соприкоснуться с вокальным искусством.

Для того, чтобы разобраться, кто же поёт романсы, а кто использует народный пение, введем терминологию.
Направлением вокала будем называть разные подходы, дисциплины. Среди направлений выделим:
  • народное
  • академическое
  • эстрадное
Стилевыми мы будем называть вокальные особенности, которые могут образовываться внутри одного направления, а порой и заимствоваться из других.


Академический вокал

Академический вокал — первое направление, которое оформилось в полноценную систему и долгое время было главенствующим, противопоставляя профессионалов любителям и самоучкам. Подобное мнение и сегодня вводит людей в заблуждение, будто профессиональный вокалист должен владеть академической базой, в то время как другие направления — удел любителей. На деле же, каждое направление подготавливает профессиональных вокалистов, но с разной базой технических приёмов.

Отличительной чертой звукоизвлечения — является низкое положение гортани. Оно создаёт более глубокое звучание, а сокращенный черпалонадгортанный сфинктер придаёт звуку полетность и мощь. Благодаря этому академические вокалисты не нуждаются в микрофонах выступая даже в больших концертных залах.
Пример классического оперного звукоизвлечения с прекрасной техникой бельканто

Народный вокал

Народный вокал, самое большое и неоднородное направление. Дело в том, что эстрадный и академический вокал хоть и имеют много различных школ, претендующих на превосходство, но тем не менее все они перекликаются между собой, в то время как народный вокал у каждого свой. Мы привыкли слышать русские народные песни, однако, включив народные песни Ирландии, Франции или Мексики, мы увидим разительно отличающиеся манеры исполнения. Потому, встречая упоминания «народного вокала», стоит в уме считывать это как «русский народный вокал».

Ввиду такой разрозненности данного направления, сложно сказать, какие аспекты звукоизвлечения необходимо считать ключевыми. Для русского народного вокала характерно сокращение черпалонадгортанного сфинктера. Это позволяет голосу быть ярче. Активно используется наклон перстневидного хряща. Благодаря этому в звукоизвлечении участвует вся масса связок и даёт большее количество обертонов. Что касается положении гортани, то народный вокал предполагает как высокое так и среднее её положения.
Высокая гортань с сокращенным счн - один из вариантов народного звукоизвлечения

Эстрадный вокал

Мы вносим джазовый и рок вокал в эстрадное направление, ввиду того, что они отличаются лишь стилистическими приёмами. Эти приемы не закрепляются исключительно за ними. Так, например, расщепление, характерное для рока, часто можно встретить и в поп-музыке. Техники по типу гроула, скриминга и т.д. редко используются вне рока ввиду того, что они попросту не подходят стилистически.

Тоже касается и джаза. В нём можно встретить скэты — вокализы, построенные на слогах. Но они мало отличаются по технике от обычных вокальных мелизмов. Главное отличие в том, что скэты строятся из слогов, а не протяжении одной или нескольких букв и имеют более сложную ритмическую структуру, что обусловлено стилистическими особенностями джаза.

В плане звукоизвлечения — в эстрадном вокале нет эталонного звука и технических элементов. Используются все возможные приёмы, стилистически подходящие к конкретным песням. Например, исполнители кантри часто используют высокую гортань, в то время как в джазе вокалисты часто прибегают к приёму «Соб», который предполагает заниженную гортань. Таким образом, эстрадный вокал прибегает ко всем положениям гортани, всем типам смыкания связок и положениям языка и нёба. Единственное, что можно отметить в качестве стабильной отличительной черты эстрадного вокала — речевая позиция.
«Feeling good» в исполнении Адама Ламберта — хороший пример того, как одна эстрадная песня сочетает в себе множество вокальных приемов и техник.
Таким образом, нет плохих или хороших направлений, они все равны. Главное понять, что больше привлекает именно вас. А если вы поняли, что желаете обучаться эстрадному вокалу — то ждём вас на наших занятиях!
Читайте также
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Пробный урок
Записывайтесь на пробный урок вокала, фортепиано или гитары и увидите все своими глазами.