Звуковые эффекты — как украсить голос и игру на гитаре

Реверберация, эквализация и компрессия
Звуковые эффекты — как украсить голос и игру на гитаре
Реверберация, эквализация и компрессия
Звуковые эффекты в музыке используются как при записи, так и на живых выступлениях. Эффекты призваны не скрыть недостатки исполнения или кардинально изменить голос и звук инструмента. Задача звуковых эффектов — скрыть недостатки цифрового сигнала, который передаётся от звукоснимателя в колонки и украсить вашу музыку.

Когда человек поёт или играет без подключения к аппаратуре, аудитория слышит не «сухой сигнал», а звук распространяющийся в пространстве. В то время как любой подключенный инструмент или человеческий голос через микрофон на выходе звучит плоско и сухо. Эта проблема вызвана непосредственной близостью и чувствительностью сигнала приёмников (микрофоны, звукосниматели). Для решения это проблемы и необходимы звуковые эффекты.

Каждый вид звука требует своих настроек и спецификаций, но есть общие типы эффектов, которые используются при обработке как инструментов, так и вокала.

Reverb

Реверберация — эффект, который используется как на записи, так и на живых выступлениях. При обработке ревербератором, звук получает объем. Это необходимо для того, чтобы сухой сигнал не был плоским и приобрел продолжительность. Одна из характеристик реверберации decay (затухание) — она указывает, как скоро затухает «эхо шлейф» звука. Помимо этого, ревербератор может установить размер виртуального помещения, что будет определять, какой силы эхо будет.

Почему же этот эффект так необходим и почему нельзя просто записать «живое эхо»? Живое эхо, помимо голоса или инструмента, отражает ещё и остальные предметы в помещении. Например, если петь в комнате с батареей, то на записи обязательно будет слышен тихий железный звон. Это обусловлено тем, что звук отражается от всех материалов, каждый из которых даёт свою реакцию. А во время живого выступления используется динамический микрофон, который направлен на захват только звука голоса, что делает его плоским. Так же дело обстоит и с инструментами.

Equalization

Эквализация — процесс настройки уровня звучания конкретных частот. Подобная обработка требуется для удаления «мусорных» частот и подчеркивания нужных. Например, при подзвучивании гитары, на высоких частотах могут возникать звоны и лязги, которые негативно скажутся на звуке, а на низких частотах излишний гул от низких нот. Тоже касается и вокала. Помимо удаления ненужных частот, правильная эквализация подчеркивает характерные частоты для голоса или инструмента или добавить недостающих. На записи, помимо описанного, эквализация помогает избегать «частотных конфликтов», которые вызваны звучанием нескольких инструментов в одном частотном диапазоне. На живых выступлениях эквализация помогает улучшить общее звучание и разнести инструменты по своим частотным диапазонам.

Компрессия

Компрессия — эффект чаще используемый во время записи. На живых выступлениях компрессия требует хорошей технической подготовки. Суть компрессии — выровнять динамику сигнала, путём понижения громкости в её пиковых значениях. Однако, это не значит, что сигнал становится тише. После убавление максимально громких фрагментов, компрессор пропорционально повышает громкость всего остального сигнала.

Результатом работы является сигнал, уровень динамики в котором мало разнится. Более того, звук получается более плотным и однородным. Компрессия применяется для обработки любого инструмента, в том числе и голоса.

На живых выступлениях компрессию применять труднее, так как заранее непонятен динамический диапазон инструмента в конкретном произведение. Вокалисты могут способствовать компрессии правильной работой с микрофоном: отдаляя его от себя во время громкого пения и наоборот. Инструменталисты не всегда имеют такую возможность, особенно если звук снимается с звукоснимателя. В этих ситуациях компрессор устанавливается с небольшим запасом, чтобы не сильно заглушить инструмент, но все же срезать самые громкие моменты.


Эти 3 базовых эффекта пригодятся каждому музыканту, как на записи, так и при живом выступлении. Они не подавят и не исказят голос или игру. Задачи реверберации, эквализации и компрессии — максимально подчеркнуть лучшие стороны вашей музыки.
Читайте также
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Пробный урок
Записывайтесь на пробный урок вокала, фортепиано или гитары и увидите все своими глазами.