Что такое мелизмы

И как научиться их петь
Что такое мелизмы
И как научиться их петь
Мелизмы — музыкальный приём, когда исполнитель обыгрывает основную ноту несколькими вспомогательными, не меняя ритма мелодии. Музыканты называют мелизмы орнаментом, который украшает звучание, делает его более объёмным и выразительным.

Мелизмы прописывают в нотах, но часто артисты с их помощью импровизируют, чтобы показать свой скилл и подчеркнуть индивидуальность.

Яркий пример грамотно используемых мелизмов — Уитни Хьюстон: её и без того неповторимый вокал пронизан мелизмами, отчего мелодия становится гибкой, яркой и пробирает до мурашек.

В этой статье я расскажу, как петь мелизмы, начиная с разминки, заканчивая исполнением. Но сперва немного теории и истории: откуда пошло, зачем оно надо и как работает?
Фото с нашего отчетного концерта

Когда это стало модным?

Мелизмы использовали ещё в русских народных песнях и классических произведениях когда самого понятия ещё не существовало. В XX веке на западе мелизмы широко применяли джазовые и блюзовые музыканты, откуда явление постепенно перешло в R’n’B, рок-н-ролл и поп. В советские времена и девяностые эстрадными вокалистами мелизмы часто игнорировались, потому что не очень вписывались в строгую советскую стилистику.

Для большинства артистов девяностых мелизмы и вовсе были слишком сложным приёмом. Представьте, как Рома Жуков поёт свою «Восемнадцать мне уже» трелями да форшлагами? Это как добавлять соус «терияки» в селёдку под шубой. Вроде интересно, но салат испорчен.

Пик популярности мелизмов в России случился с приходом с «Фабрикой звёзд» и расцветом жанра R'n'B. Каждый первый исполнитель считал своим долгом дополнить песню стильной распевкой. Даже если это не было нужно.
Осторожно! Видео может вызвать приступ ностальгии или кринжа.
Хотите хороший пример того, как использовать мелизмы и не утомить ими публику? Вот, пожалуйста. Чумаков и Панайотов мастерски владеют этим приёмом до того, как он стал мейнстримом:
Если посмотреть доисторическую передачу Народный артист, то можно обратить внимание, что Чумаков и Панайотов — единственные из участников, кто используют мелизмы (и делают это круто).

Для чего учиться петь мелизмы?

Если вы хотите выделиться как исполнитель, сделать свой голос более подвижным и выработать стиль — мелизмы для вас must have. Когда вы научитесь их петь и использовать к месту — это добавит вам очков на любом выступлении и сделает востребованным вокалистом в любом жанре.

Немного теории

Мелизмы строятся по так называемым мелизматическим рисункам: пять нот без полутонов на мажорной или минорной пентатонике. Если вы не знаете, что это такое — рекомендую изучить лады, а потом уже переходить к практике. А пока я немного нагружу вас теорией.

Самый простой мелизм — это трель (trill). Когда мы чередуем основную ноту тональности с соседней. Данный приём используется для академического вокала и почти не применяется в эстрадном, но с него я рекомендую начать осваивать мелизмы (и мы начнём это делать в практической части).

В академическом вокале есть ещё такие техники как форшлаг, мордент, группетто, вибрато и акцент, но их лучше разбирать с преподавателем.
Фото с нашего отчетного концерта
А про эстрадные приемы стоит поговорить отдельно:

Пробежки (Runs) — это когда мы как бы пробегаем от одной ноты к другой, пропевая каждый звук между ними. Яркий пример: Beyonce - Halo. Вся песня состоит из её фирменных мелизмов, а в начале второго куплета звучит красивая пробежка сверху вниз.
Завитки (Curls) — те же самые пробежки, но стремящиеся вернуться к исходной ноте. То есть, например, вы делаете пробежку на четыре ноты вниз, и тут же возвращаетесь на две-три ноты назад. Приём не для новичков.

Петли (Loops) — это уже завершённый завиток с акцентом в конце. С ним можно комбинировать разные мелизмы.

Домашнее задание: послушайте песню Beyonce и определите, какие виды мелизмов она использовала в разные моменты. А теперь перейдём к практике.

Начинаем петь мелизмы

Распевка. Чем сильнее разогреты связки, тем подвижнее будет гортань. На наших уроках мы начинаем с дыхания, чтобы его хватало на долгие выступления без лишней нагрузки на связки. Затем идёт короткая распевка через гаммы и другие упражнения.

Как только связки разогреты, можно приступать к мелизмам. Начинаем с трели: берём две соседние ноты одинаковой длительности и поём их по очереди. Сперва медленно, затем постепенно ускоряемся и идём всё выше по гамме (включая полутона) и обратно.

На разминку понадобится пять-семь минут, пока вы не почувствуете, что ваш голос легко и свободно перемещается по гамме. Попробуйте поимпровизировать на какой-нибудь песне.

Более сложные мелизмы, такие как форшлаги, мы рекомендуем отрабатывать с преподавателем. Чем больше будет практики, тем быстрее вы освоите мелизмы и будете на интуитивном уровне чувствовать, где их лучше использовать.

Если хотите петь мелизмы не хуже, чем Уитни Хьюстон, Бейонсе или Чумаков — добро пожаловать в нашу школу. Мы поможем освоить самые сложные техники, которые сделают ваш вокал неповторимым (даже если вы считаете, что не умеете петь).
Читайте также
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Пробный урок
Записывайтесь на пробный урок вокала, фортепиано или гитары и увидите все своими глазами.